- Системы пожаротушения с автоматическим обнаружением
- Системы пожаротушения для туалета
- Переносные Огнетушители
Пожары на борту воздушного судна, которые происходят в салоне воздушного судна возникают одним из трех способов
- Пожары электрооборудования находящегося под напряжением - в салоне самолета, в пассажирском салоне воздушного судна, электрооборудование на кухне, радиоэлектронное оборудование на палубе или под полом отсек БРЭО, личные электронные устройства перевозимые пассажирами.
- Пожары обычных горючих веществ, таких как ткань, бумага, резина и многие пластмассы в кабинах самолетов, мебель.
- Пожары в горючих жидкостях, маслах, смазках, смолах, красках на масляной основе, лаках и горючих газах - в кабинах самолетов.
Переносные огнетушители представляют собой особую проблему, поскольку они должны тушить целый ряд типов пожаров - твердые материалы, такие как оборудование и мебель кабины, легковоспламеняющиеся жидкости и электрические пожары.
Огнетушители Halon 1211 полностью заменили комбинацию двух различных типов переносных огнетушителей - углекислого газа и водяного гликоля, которые применялись раньше. Ни один другой тип огнетушителя, до Halon 1211, не мог стать альтернативой.
Примечание: экипажи должны знать, что токсичность галоновых газов, особенно их комбинации, образующей Галон 1211, такова, что использование в замкнутых пространствах требует осторожности, чтобы свести к минимуму любое вдыхание выделяющихся газов. В тех случаях, когда бортпроводники используют переносной галоновый огнетушитель, осознание риска является единственной защитой.
Там, где двойное использование разных огнетушителей встречается на старых самолетах, важно, чтобы огнетушители с водяным гликолем использовались при пожарах твердых материалов, а огнетушители с углекислым газом-при пожарах жидкого или электрического оборудования.
Минимальная диспетчерская потребность в авиационных переносных огнетушителях определяется вместимостью кабины воздушного судна и указывается в авиационном нормативном требовании
Соответствующие органы определяют требования к ручным огнетушителям с точки зрения:
- Минимальное количество ручных огнетушителей, перевозимых на борту судна. Это зависит от габаритов самолета, количества пассажирских кресел, количества и типа грузовых отсеков и т.д.
- Ручное распределение огнетушителей внутри самолета (например, количество огнетушителей в кабине, салоне, грузовых отсеках и т. д.).
- Монтаж и маркировка (например, должен быть специальный знак на случай, если огнетушитель плохо виден).
- Необходимость в одобрении регулирующими органами пожарной безопасности.
- Ограничения в отношении используемых огнетушащих веществ (например, сроки годности окончания работы огнетушителей на основе галонов).
- Требования к количеству огнетушащего вещества (например, минимальное количество вещества на огнетушитель).
- Соображения здоровья (например, минимизация опасности токсичных газов).
Предлагаем пройти тестирование по пожарной безопасности www.testy-pozharnaya-bezopasnost.ru. Тесты включают в себя вопросы пожарной безопасности для сотрудников и руководителей. Их актуальность поддерживается в соответствии с законодательной базой РФ.
Системы пожаротушения
Системы пожаротушения обычно активируются в качестве реакции летного экипажа на обнаружение аномального тепла в трюме самолета и обычно работают в двойном режиме. Часть имеющихся средств пожаротушения развертывается в "мгновенном", или "сбивном", сбросе огнетушащего вещества, а остальная часть более постепенно в течение более длительного периода (до часа), чтобы помочь предотвратить повторное возгорание или, по крайней мере, обеспечить частичное тушение пожара, чтобы обеспечить запас времени для возвращения самолета с непрерывным предупреждением о пожаре на землю. Были рассмотрены различные альтернативы Галону 1301, включая воду, инертный газ и сухой порошок, как отдельно, так и в комбинации. Были разработаны минимальные стандарты производительности для этих систем, и было продемонстрировано, что использование отдельных компонентов тушения менее эффективно, а комбинация с водой и выбросом инертного газа (азота) может быть более эффективной. Однако для того, чтобы такое решение было жизнеспособным, требуются средства бортовой генерации азота.
Противопожарные баллоны в моторных отсеках обычно приводятся в действие электричеством после ручного выбора летным экипажем на основе автоматического обнаружения пожара. До недавнего времени, наиболее распространенным веществом для тушения был Галон 1301. Он применялся для всех двигателей, установленных на гражданских транспортных самолетах. Однако, Галон 1301 больше не производится и был запрещен (для новых систем) с 1994 года; в настоящее время они часто заменяются ГФУ (Гидрофторосоединениями).
Персональные Электронные Устройства
Относительно недавно введено оборудование, специально предназначенное для борьбы с возгораниями литиевых батарей; литий-ионные батареи (Li-ion) используются для питания мобмльных устройств, таких как сотовые телефоны, портативные планшеты, цифровые фотоаппараты. Неперезаряжаемые литиевые батареи (Li-metal) аналогичны литий-ионным, но используют другой материал электрода – металлический литий.
Все литиевые батареи представляют потенциальную пожароопасность. Эти батареи перевозятся на самолетах в качестве груза, в пассажирском багаже и непосредственно пассажирами. Как и некоторые другие батареи, литиевые батареи способны содержать достаточно энергии, для начала пожара в полете. Литиевые батареи представляют больший риск возгорания в полете, чем некоторые другие типы батарей.
После тушения пожара литиевой батареи – или пожара в мобильном устройстве, работающем на литиевых батареях, – требуется постоянное охлаждение. Галон 1211 или водяные огнетушители эффективны при тушении пожара и предотвращении его распространения на дополнительные легковоспламеняющиеся материалы. После тушения пожара обливание электронного устройства водой или другими безалкогольными жидкостями охлаждает устройство и предотвращает попадание дополнительных элементов питания в тепловой поток. В настоящее время, имеются устройства сдерживания, в местах где они оборудованы, экипажи должны пройти специальную подготовку по использованию их с наибольшим эффектом.
B744, Phoenix USA, 2009 (10 января 2009 года Boeing 747-400, выполнявший регулярный пассажирский рейс British Airways из Финикса США в Лондон. После запуска двигателей, в салоне и летной палубе наблюдался дым. Командир воздушного судна решил вернуться, но произошла некоторая задержка. Интенсивность дыма возросла, и, когда самолет остановился, был отдан приказ об экстренной эвакуации.)
DC93, en-route, Cincinnati OH USA, 1983 (2 июня 1983 года самолет DC9, эксплуатируемый Air Canada, был уничтожен после пожара в полете, который начался в одном из туалетов самолета. В результате аварии погибли 23 пассажира.)
B738, en-route, Colorado Springs CO USA, 2006 (диверсия B738 в KCOS после пожара в полете. Пожар начался после того, как во время полета загорелось устройство для очистки воздуха пассажира. Пользователь получил незначительные ожоги, кабина самолета получила незначительные повреждения.)
A320, окрестности Нью-Йорка JFK NY USA, 2007 (10 февраля 2007 года было замечено, что дым идет из верхнего шкафчика на Airbus A320, который только что вылетел из Нью-Йорка JFK. Он был успешно устранен с помощью огнетушителя бортпроводников, в то время как была объявлена чрезвычайная ситуация и сделан предупредительный разворот в воздухе. Самолет вернулся на Землю через шесть минут. Последующее расследование приписало пожар короткому замыканию необъяснимого происхождения в одной из нескольких запасных литиевых батарей, содержащихся в чехле камеры пассажира, некоторые из которых были упакованы, а некоторые разряжены, что привело к тому, что три из них получили повреждения от огня.)